Деревня Семейкино – ныне центр Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района, расположена в пяти километрах южнее г.о. Шуя. До Великой Октябрьской социалистической революции деревни Семейкино, Сметанки, Поповка объединялись в Семейкинско – Сметанское общество. Решением исполкома Шуйского райсовета в 1964 году «Три деревни» были объединены в одно селение – деревню Семейкино и входили в Телешовскую волость. После отмены крепостного права крестьяне получили небольшой надел пашни с мелколесьем и пастбища для скота. Наиболее распространенным видом работ в зимнюю пору была заготовка дров для фабрик, промартелей и организаций в соответствии с заключаемым с ними договорами. Женщины в зимнее время, не занятые в сельскохозяйственном производстве, занимались ручным прядением и ткачеством льняных и шерстяных тканей. Кустарные ремесла в деревнях были развиты слабо, единственным предприятием такого рода был кожевенный завод в д. Сметанки, на берегу реки Тюних у Пугина, который в конце 19 века сгорел от грозовой молнии. В то время строились водяные мельницы на реке Тюнех близь д. Поповка. Одной из последних была мельница в д. Сметанки, где ныне проходит линия электропередачи, построенная фабрикантом Витовым, который сдавал ее в аренду. Арендовали эту мельницу Зеленов из д. Орлово, затем Курицын из д. Федотово и, наконец, Цепов Е.М. из д. Сметанки, который из-за недостатка технических знаний, нарушал правила ее эксплуатации, что послужило причиной ее разрушения водной стихией в 1911 году.
Первая торговая лавка была открыта в д. Сметанки Пугиным А.П., в которой имелись кое – какие бакалейные товары и керосин.
Жилые дома в деревнях тогда, как правило, строились однотипные, состоявшие из двух комнат (передней и задней), которые были разделены холодным неотапливаемым коридором.
В дореволюционное время в деревнях не было никакого медицинского обслуживания населения, поэтому больные обращались за помощью к священникам или к знахарям. Обучение грамоте в школах, где они были, осуществлялось священником. Почта в деревни доставлялась 3-4 раза в месяц. В 90-х годах 19 века недалеко от Семейкино в селе Ильинском была открыта трех – классная церковно – приходская школа, где занятия проводились учителем, а священник вел уроки по закону божьему, что не могло удовлетворить стремление молодежи к знаниям. С этой целью по ее инициативе был организован кружок под названием «общество трезвости», якобы для борьбы с пьянством, однако истинные цели кружка предусматривали расширение кругозора молодых людей, стремящихся к знаниям, познание ими событий, происходивших в Шуе и других городах.
Усиливались связи сельской молодежи с городом. В 1906 году в г. Шуе были организованы легальные профсоюзы. В одно из ноябрьских воскресений в гостинице «Лондон» проводилось профсоюзное собрание членов профсоюза – рабочих Семейкинско – Сметанского общества, объединявшего деревни Семейкино, Сметанки, Новино и Поповка. Председательствовал на собрании: Гужов Николай Семенович, житель д. Семейкино. На этом собрании выступил Михаил Васильевич Фрунзе (Арсений). Речь, произнесенная Фрунзе М.В., была острой, мобилизующей рабочих готовиться к решительной борьбе с царизмом. Вступление было встречено бурными аплодисментами присутствовавших. Полиция пыталась арестовать Фрунзе, поджидая его у выхода из гостиницы, но он переоделся и с группой рабочих вышел незамеченным.
В начале 20 века в деревнях Семейкинско – Сметанского общества все общественные дела так же, как и в других селениях выполнялись старостой, руководствовавшимся в своей работе указаниями волостного правления и земской управы. В 1911 году выкуп за землю крестьянами Семейкинско – Сметанского общества помещикам был выплачен полностью. И тогда некоторые крестьяне потребовали выделить им отруба. В 1913 году по решению общего собрания жителей всех деревень Семейкинско – Сметанского общества было проведено новое землеустройство с целью выделения пахотных земель и сенокосных угодий для каждого селения в одном месте, приближенном к деревне. Леса и пастбища оставались неразделенными в общем пользовании.
Действительные перемены в жизни крестьянства произошли лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. С отменой частной собственности на землю, в каждой деревне она была распределена по количеству душ без различия возраста и пола. В лесах их бывших владельцев Романова и Витова крестьяне стали свободно пасти свой скот. В сельском хозяйстве обозначалось заметное оживление – крестьяне стали расширять посевы зерновых культур, картофеля и больше держать скота. Стали выделяться самостоятельные хозяйства.
6 ноября 1930 года в помещении клуба состоялось торжественное заседание жителей Семейкинского сельсовета, посвященное 13-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Докладчик из районного комитета партии сообщил о ходе коллективизации в Шуйском районе, обратив внимание присутствующих на преимущества коллективного ведения хозяйства, и порекомендовал подумать об организации колхоза на территории Семейкинского сельсовета, включавшего в себя деревни Марково, Семейкино, Сметанки, Поповку, Филино и село Ильинское. Было принято решение организовать колхоз на территории Семейкинского сельсовета. На собрании, которое состоялось в феврале 1931 года, было избрано правление образованного колхоза «Пятилетка» из пяти человек. На своем первом заседании правление избрало председателем колхоза Маслова Бориса Никитовича из д. Сметанки. В 1934 году колхоз построил скотный двор, куда был переведен крупный рогатый скот, размещавшийся до того времени в колхозных дворах. В этом же году клуб был переоборудован в детский сад и установлен в д. Семейкино.
В годы Великой Отечественной войны в октябре 1941 года на территории Семейкинского сельсовета был расквартирован формировавшийся отдельный конно-транспортный батальон, который принял на себя обязанности по охране железной дороги и ЛЭП. В обязанности колхоза входило участие в очистке от снега аэродрома в г. Иваново, для этой цели колхоз ежедневно выделял двух человек и одну лошадь. Во второй половине ноября 1941 года формирование конно – транспортного батальона было закончено и он отбыл на Калининский фронт. В д.Семейкино есть священное место, куда каждый год 9 мая приходят жители почтить память павших в годы Великой Отечественной войны. Это небольшой памятник, окруженный пушистыми елями. При его строительстве была заложена капсула с обращением для будущих поколений.
По предложению райкома партии и исполкома районного Совета с учетом согласия колхозников, Совет Министров РСФСР в 1959 году принял решение о реорганизации ряда колхозников, в том числе колхозов «Свобода» и «Пятилетка» в совхоз «Шуйский». Совхоз «Шуйский» Шуйского района Ивановской области был крупным молочно - овощным хозяйством. В совхозе содержалось более 1200 коров, много молодняка крупного рогатого скота, свиней и птицы.
С 1960 года на Семейкинской ферме совхоза была внедрена и применялась новая технология производства молока, в основе которой лежит беспривязное содержание животных, самокормление на выгульных дворах и машинное доение на доильной площадке типа «елочка». Работали на этой ферме Герои Социалистического труда супруги Зинаида Ивановна и Дмитрий Ильич Заботины, которые создали республиканскую школу передового опыта по прогрессивному способу содержания молочного скота и комплексной механизации труда.
Деревня Филино бывшей Якиманской волости Шуйского уезда Владимирской губернии расположена в трех километрах южнее города Шуи на правом берегу реки Тезы, где она делает крутой изгиб вправо, образуя залив, в старое время называли «Заколюкой». Судоходство по реке Тезе существовало с незапамятных времен. Первое упоминание о нем относится к 1614 году, когда царь Михаил Федорович выдал грамоту о сборе пошлин в казну с проходивших мимо по Тезе судов. По рассказам старожилов свое название д. Филино получила по тому, что в прошлом на месте нынешней деревни и вокруг ее произрастал дубовый лес, в котором гнездились совы, сычи и филины. Подтверждение в прошлом наличия дубового леса на месте нынешней деревни и ее окрестностей служит тот факт, что еще около тридцати лет назад со дна реки Тезы, возле д. Филино и ниже ее по течению неоднократно извлекались довольно толстые дубовые стволы, пролежавшие там многие годы.
В 1868 году была построена железная дорога Иваново-Новки, которая пролегла по территории земель, принадлежавших крестьянам деревень Филино, Семейкино, Поповка. Большая плотность застройки домов в д.Филино, остававшаяся долгое время, как при крепостном праве, так и после его отмены, объяснялась ограниченностью крестьянских земельных наделов, определявшихся барином. Деревянные дома под соломенной кровлей при столь тесной застройке не раз были объектами пожаров, уничтожавших ее до основания. 3 августа 1848 года в результате неосторожного обращения с огнем одной безродной старушки, проживающей в крайнем доме, вся деревня сгорела дотла. Пожар надолго запомнился жителям деревни Филино. По решению общего собрания жителей день пожара было принято считать нерабочим днем. На протяжении многих лет все население деревни в этот день ходило с иконами в церковь служить молебен и молиться святым угодникам. В 1903г зажиточным крестьянином д.Филино Марычевым Николаем Михайловичем была построена часовня в честь Иконы Казанской Божьей Матери. За стеклом часовни видны 3 больших иконы: Икона Божьей Матери, Николая Чудотворца, Иисуса Христа. Снаружи ещё две. В 2001 г. это каменное строение, размером 1м на 1м реставрировал его внук - житель д. Филино – Марычев В.Н Ежегодно жители д. Филино в День Казанской Божьей Матери отмечают престольный праздник народными гуляниями. Южный край деревни Филино с запада на восток пересекает противотанковый ров, вырытый в 1941 году. Когда отгремела Великая Отечественная война, противотанковый ров хотя и зарос ивой, осиной и кустарником, но все равно напоминает о тех тяжелых временах и мужестве женщин, стариков и подростков.
Село Ильинское расположено в семи километрах к югу от г. Шуи, на возвышенном месте близь шоссейной дороги Шуя – Ковров, на берегу реки Тезы. Церковь, утопавшая в роще столетних вязов и лип, и возвышающаяся над ней колокольня создавали непередаваемую картину красоты русской природы и творений старинного русского зодчества.
В 17 веке село Ильинское называлось Телешовским, так как располагалось в волости с одноименным названием. Позднее, когда в селе не осталось ни одного крестьянского двора и проживали только служители церкви с семьями, оно стало называться погостом.
В 1629 году на месте нынешней кирпичной церкви была деревянная построенная Василием Собакиным (вероятно) тестем Ивана Грозного и называлась «Воскресение христово». Просуществовавшая 178 лет , она пришла в ветхость и в 1807 году на этом месте князем Иваном Михайловичем Долгоруким была воздвигнута кирпичная церковь , получившая название «Илья Пророк», в честь святого пророка Ильи. К церкви был пристроен придел по имени святого Сергия Радонежского. Освящена была новая церковь 24 сентября 1816 года (по старому стилю), а придел – 4 ноября 1813 года (по старому стилю). Одновременно была построена колокольня с кирпичной оградой вокруг кладбища. На кладбище долгое время сохранялась кирпичная фамильная усыпальница дворян Собакиных, которая впоследствии разрушалась. О том далеком времени повествуют надписи на надгробных плитах дворян Пожарских, Кайсаровых, Кругликовых и других.
Невдалеке от церкви в двухэтажном доме жили служители церкви. В другом кирпичном доме второй этаж использовался под церковно – приходскую школу, а первый – занимал церковный сторож – звонарь. Он оповещал с помощью церковного колокола время суток в ночные часы, о пожаре и других стихийных бедствиях. Звон в колокол по случаю пожара в народе назывался «Сполак», звон же, звонящий к богомолью выполнялся с помощью всех имеющихся колоколов. Впоследствии в 1961 году школа была переведена в двухэтажное здание в д.Семейкино (бывшую гостиницу).
Приход Ильинской церкви состоял из прихожан деревень Василево, Косячево, Марково, Мирково, Семейкино, Сметанки.
После Великой Октябрьской социалистической революции, несмотря на наличие традиционной религиозности сельского населения, среди прихожан Ильинской церкви стали быстро усиливаться атеистические настроения.
4 ноября 1966 года в 14 часов по решению районных руководящих органов церковь была взорвана, а щебень использован на колхозных стройках Шуйского района. Колокольня, оставленная как памятник древней культуры, нуждается в неотложной реставрации.
История старинного села Ильинское связана с судьбой Ивана Грозного. Когда царь надумал жениться, он приказал собрать в г. Александрове несколько сот красавиц, чтобы выбрать себе невесту. Было собрано и представлено царю около двух тысяч девиц. Выбор Ивана Грозного пал на девятнадцатилетнюю дочь Новгородского купца Марфу Собакину. Царь возвел своего тестя Василия Собакина в достоинство боярина и подарил ему село Ильинское – Телешово, куда вскоре Собакины и переселились и их род унаследовал это село до 19 века. Усадьба Собакиных была недалеко от села Телешово у впадения реки Тюнех в реку Тезу. Следы бывшей барской усадьбы сохранились до наших дней – барский пруд и большая яма подвального помещения бывшего барского дома.
Из допросных речей, данных Шуйским земским старостой Иваном Оломпеевым в 1615 году., мы узнаем о набеге на окрестности г. Шуя Литовцев во главе с Александром Лисовским. Они рассказывают об убийствах жителей окрестных сел и деревень и разорениях, причиненных им нашествениками. Пострадал от литовцев и погост Телешово, бывший вотчиной Семена Собакина, того самого, который на свадьбе Ивана Грозного нес венчальные свечи, и он в числе прочих родственников царицы Марфы Васильевны погиб от руки Ионна.
Деревня Михалево находится в 10 км. от г. Шуя и упоминается с конца 18 века. Люди из деревни работали у помещика Пухова на полях. В 1905 году Пухов построил школу. В настоящее время сохранился «Пухов пруд», дно и берега которого были выложены бревнами.
В Михалеве во время войны велись торфяные разработки. Производили сухое топливо и отправляли на фабрики и заводы. Мужчины ушли на фронт. Вечерами после основной работы женщины вязали носки, варежки, тапки и отправляли на фронт в госпитали.
В 1952 году впервые в деревне появился колхоз «1 Мая». В 1959 году происходит укрупнение колхозов и колхоз «1 Мая» присоединили к колхозу им.Ильича. В 1965 году образовался совхоз «Михалевский». В совхозе были растенееводческие и животноводческие бригады.
Село Якиманна . В конце прошлого века в Шуйском уезде, кроме Шуи, находились безуездный город Иваново – Вознесенский и 60 сел и погостов : из них Якиманский погост Иоакима и Анны ( 8 верст от Шуи). Погост начинает упоминаться с первой половины 17 века. Отсюда происходит название села – Якиманна.
В 1898г. В Якиманском приходе числилось 232 двора окрестных деревень 751 мужчин,865 женщин. Деревни прихода располагались в пределах 6 верст: Кузничиха,Абрамово,Палкино,Брылиха,Горяново,Русилово,Минино,Михале-во,Веригино, Анфимово, Дрочкино, Юркино и сельцо Гумнищи.
Холодная церковь (Иоакима и Анны), согласно клировым ведомостям, построена в 1771г. Мастер неизвестен, храмосоздатель- местный земледелец дворянин Василий Павлович Каблуков . Теплая церковь (Казанская) также построена Каблуковым в 1809г. В колокольне 6 колоколов. Большой отлит в 1879г. на средства Бальмонтов, весит 130 пудов. На средства Веры Бальмонт также была построена школа в д.Якиманна. При погосте было устроено земское народное училище.
Сейчас здесь Якиманское подворье Воскресенско-Федоровского мужского монастыря. Начальник подворья - игумен Мануил (Шварцман). На территории подворья находится теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери (богослужение возобновлено в 2002 году). Рядом с колокольней построена деревянная часовня, установлен деревянный крест и мраморная плита с могилы родителей К.Д.Бальмонта, похороненных на погосте.
К настоящему времени сохранились колокольня Казанской церкви, храм Иоакима и Анны превращен в одноглавый, проемы второго света в нем заложены, ограда и усыпальница утрачены.
Деревня Гумнищи связана с именем К.Д.Бальмонта. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье потомственного дворянина Дмитрия Константиновича Бальмонта.
Деревня Гумнищи здесь значилась казенной, то есть ее жители не были крепостными людьми, и семья Бальмонтов ими не владела. Но в формулярном списке Д.К. Бальмонта за 1905 год, сказано, что у него есть родовое имение в Шуйском уезде, а также и благоприобретенное, то есть купленное.В документах Владимирского губернского земства сохранились «Опись и оценка крахмального заведения Бальмонта» за 1886 год. Оно находилось в деревне Гумнищи, занимало 80 сажен земли. Там стояли: помещения для сушки и приготовления крахмала, баня, амбар для пшеницы. В них имелось оборудование — ширмы деревянные для раздавливания пшеницы, ящики деревянные и чаны для отжимки крахмала, кадушки для промывания пшеницы, чаны для воды, насосы деревянные ручные, печи и ящики для пережигания крахмала. В формулярном списке 1905 года сказано, что Дмитрий Константинович был женат на дочери действительного статского советника Николая Семёновича Лебедева Вере Николаевне. К 1905 году у них было шестеро детей: в том числе Константин (1867).
Сейчас на месте усадьбы семьи К. Д. Бальмонта находится парковая зона, она имеет огромное культурно-историческое значение для всех без исключения людей разных поколений, тем более для наших земляков. Именно здесь в д. Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 4 июня 1867 г. родился великий русский поэт К.Д.Бальмонт. Всю свою жизнь он с глубокой любовью вспоминал д. Гумнищи и наш родной край. Чтобы увековечить память о великом поэте – нашем земляке, возле д.Гумнищи был установлен памятник К.Д.Бальмонту, как раз возле парковой зоны, принадлежащей усадьбе семьи К.Д.Бальмонта. В нём произрастают вековые липы. Внутри проходит липовая аллея. Уже стало традицией, каждый год возле памятника К.Д.Бальмонту в день его рождения, устраивать «бальмонтовские чтения», куда съезжается вся литературная общественность г. Шуи. Здесь бывает также множество гостей из разных городов России, ценителей литературного наследия К.Д.Бальмонта и, конечно, его ныне живущие родственники. На этих чтениях приезжают показать гостям свои таланты многие самодеятельные коллективы г. Шуи и Шуйского района.
Ежегодно в Муниципальной библиотеке д. Филино проходят «бальмонтовские дни».